Из истории
Рождение бизнес-консалтинга
Новая область профессиональных услуг - консультирование по экономике и управлению начала развиваться в начале 20 века. Формирование нового вида услуг было обусловлено усложнением экономических условий и развитием экономических наук.
Отцами консалтинга и первыми профессионалами этой сферы можно назвать Д. Литтла, Тоуэрс Пэррина, Гаррингтона Эмерсона, Фредерика Тейлора (1856 -1915), ставшего основателем теории научного управления предприятием. Именно он основал «Общество содействия научному менеджменту» ровно 100 лет назад.
Первая фирма по менеджмент - консалтингу - "Служба исследований бизнеса" (Business Research Services) была образована в 1914 г. в Чикаго. В 20-30-х гг. подобные фирмы распространились в Европе (в первую очередь в Англии и Германии), в 40-50-е гг. - и в других регионах мира (Азия, Африка, Латинская Америка).
В условиях ускоренного послевоенного развития консалтинг приобретает невероятную актуальность, популярность и занимает важное место в рыночной инфраструктуре.
Последующее развитие консалтинга сохраняет устойчивый темп, с каждым годом наращивая объемы.
Консалтинговые услуги дифференцировались, их перечень согласно классификации Европейской Федерации консультантов по Управлению составляет более 100 видов.
Консалтинг в России
Становление отечественного консалтинга как профессиональной деятельности началось лишь в 1987 г. и было связано с переходом к качественно новому типу экономики. Известно, что еще в 1986 г. в стране функционировало не более 20 подобных организаций. Однако, отправной точкой развития рынка консалтинговых услуг в России принято считать начало 90-х годов, как и многое другое, так или иначе связанное с частным бизнесом.
Через несколько лет ситуация резко изменилась. Произошел стремительный рост рынка сферы. С развитием рынка в России качественно изменяется и рынок консалтинговых услуг. Он становился более понятным, прозрачным и более профессиональным. Ужесточение конкурентной среды, приход на российский рынок крупных западных игроков и экспансия отечественных компаний на зарубежные рынки подняли российскую экономику и частный бизнес на новый уровень.
Основным источником кадров для рынка консалтинговых услуг в ту пору стали научно-исследовательские институты и высшие учебные заведения. Переход на фактическое самообеспечение подтолкнул специалистов покинуть свое место работы и заняться предоставлением частных услуг, которые в большинстве случаев проходили в форме тренингов и семинаров. При этом независимые консультанты, в силу повышения отдачи от своих услуг и в случаях больших и трудоемких проектов, старались поддерживать связь друг с другом. Эти союзы часто выливались в создание совместного бизнеса, который имел явные преимущества перед индивидуальными консультантами в силу более широкого спектра оказываемых услуг.
Статистика
Согласно данным FEACO в связи с мировым финансовым кризисом структура рынка консалтинговых услуг претерпела не очень сильные изменения. В 2009 году на долю бизнес консалтинга пришлось 42% всех оказанных консалтинговых услуг против 40% в 2008 году (рост спроса на 2%). Спрос на услуги по развитию и интеграции упал в 2009 году на 1% (19% против 20%), такое небольшое падение может быть связано с продолжение реализации долгосрочных программ, начатых до кризиса, спрос на услуги по аутсорсингу также упал на 1% (19% против 20%), которые продолжают пользоваться достаточно большим спросом, в связи с возможностью рационального и экономичного решения непрофильных проблем (например, бухгалтерского сопровождения). На 1% вырос спрос на услуги по ИТ-консалтингу, как инновационному способу экономии финансовых ресурсов и повышению конкурентоспособности компаний. Выросла доля других услуг, например, юридического консалтинга с 3% в 2008 году, до 6% в 2009году.
Если рассматривать более подробно рынок непосредственно консалтинга, мы увидим следующую картину: на долю услуг ИТ-консалтинга приходится 26%, на все остальные сферы, включающие в себя рекрутмент и аутплазмент, аудит, тренинги, инжиниринг, обзоры рынка и другие услуги - 74%. самая большая доля приходится на рекрутмент и аутплазмент - 68%, на долю аудита -12%, доля услуг по проведению тренингов и обучающему консалтингу составляет 6%, инжиниринг занимает незначительный сегмент в 1%, обзоры рынков- 2%, другие услуги- 11%.
По данным Kennedy Information, мировой рынок консалтинга оценивается примерно в 280 млрд. долларов в 2009 г. , однако по данным российских специалистов, объем мирового рынка консалтинга на 2009 г. составляет только 212 млрд. долларов.
Самыми крупными рынками консалтинговых услуг сегодня являются США и ЕС, хорошую динамику показывают рынки азиатских стран, однако их доля на мировом рынке пока невелика.
Согласно данным First Research, в США в 2009 году было зарегистрировано около 100 тыс. консалтинговых фирм, включая таких гигантов, как Booz Allen, IBM и Accenture. Объем рынка консалтинга в США в 2009 г., по подсчетам First Research, составил 125 млрд.долларов. Согласно другим оценкам, приводимым Plunkett Research, индустрия консалтинга в США (включая управленческое консультирование, технические услуги и заказные научные разработки) в 2009 г. продемонстрировала оборот в 156 млрд.долларов. Годовой рост в различных секторах консалтинга в США составил 8-12%.
показывает, что размер рынка консалтинговых услуг увеличился с € 81 млрд в 2007 году до €86200 млн в 2008 году, что означает темп роста 8,2%, а, в связи с мировым финансовым кризисом, в 2009 году сократился на 0,59% и составил €85700 миллионов.
Источники: РБК. Обзоры рынков; Т.В. Евстигнеева, С.А. Рыбченко "Маркетинговое консультарование"; Государственное управление. Электронный вестник. Выпуск № 27, Июнь, 2011 г. Сурма И.В. "Внутренний и внешний консалтинг делят рынок - тенденции развитиясовременного рынка консалтинговых услуг".